С каждым днём технологии всё прочнее и активнее входят в нашу жизнь. И речь идёт не столько о промышленности или сфере услуг, сколько о самой обыкновенной бытовой среде. Мы передаём рутинную домашнюю работу роботам (пример тому – робот-пылесос), используем технологии для повышения комфорта и индивидуализации собственной среды обитания (наверняка, вам знакомо словосочетание «умный дом»). Это значит, что мы, члены современного общества, становится чуть-чуть инженерами – людьми, которые разбираются в технологиях и готовы вносить в них изменения для достижения собственных целей. Но, если мы хотим идти в ногу со временем, то быть «чуть-чуть инженером» уже недостаточно, нужно повышать свою техническую грамотность. Это особенно важно для детей – им предстоит жить в эпоху всеобъемлющих технологий, и для того, чтобы сохранить независимость и самостоятельно контролировать свою жизнь, техническая грамотность будет просто необходима. Именно для этой цели – повышение технической грамотности, в этом году мы открываем инженерные классы. Что это такое?
Инженерный класс – это учебный курс, рассчитанный на несколько лет, в рамках которого ребята знакомятся с робототехникой, программированием и 3D-моделированием, включая печать на 3D-принтере. Первый год подготовительный: ребята развивают алгоритмическое и пространственное мышление, осваивают базовый набор знаний-умений по Lego-робототехнике и знакомятся с программированием и 3D-моделированием. На следующих годах происходит специализация: ребята выбирают одно из направлений «инженер-программист» (робототехника + программирование), или «инженер-конструктор» (робототехника + 3D-моделирование и 3D-печать).
В чём преимущества инженерных классов над отдельно взятыми курсами по робототехнике, программированию или моделированию? Главным образом, целостность – технологии изучаются не сами по себе, а совместно, ведь именно таким образом мы чаще всего технологии и используем. Изучение связанных дисциплин даёт больший образовательный и развивающий эффект, чем просто параллельное прохождение двух курсов. Кроме того, такой подход помогает избежать некоторых традиционных проблем, например, программирование может казаться слишком абстрактным, однако, изучая его совместно с робототехникой, ребята получают множество наглядных примеров для разработанных алгоритмов.
Цели и задачи подготовительного уровня
Курс «Инженерный класс. Подготовительный уровень» направлен на достижение следующих целей:
- формирование знаний и умений по Lego-робототехнике с акцентированной проработкой потенциально сложных элементов учебной программы;
- пропедевтика курсов объектно-ориентированного программирования и работы с 3D-принтером;
- профориентация: формирование представлений о профессиональной деятельности инженера в целом, а также программиста и инженера-конструктора в частности;
- формирование алгоритмического, логического и пространственного мышления;
- формирование коммуникативных навыков, необходимых для командной работы;
Представленные цели развёрнуты в систему задач
Структура подготовительного уровня
Курс рассчитан на 70 занятий и состоит из двух параллельно идущих дисциплин: «робототехника» (35 занятий) и «я – инженер» (35 занятий). «Робототехника» представляет собой последовательный непрерывный курс lego-робототехники. «Я – инженер» – модульный курс, состоящий из следующих блоков:
- «инженерное дело» (5 занятий): знакомство с инженерной профессией и физическими основами робототехники, а также обучение работе в команде;
- «инженерное мышление» (10 занятий): развитие логического, алгоритмического и пространственного мышления с помощью занимательных задач;
- «программирование» (10 занятий): знакомство с основами программирования;
- «моделирование» (10 занятий): знакомство с 3D-моделирование.
Выявление потенциально сложных элементов производится на основе анализа опыта преподавания Lego-робототехники в ОЦ Интеллект
Переход на курс «Инженерный класс. Первый уровень» предполагает выбор одной из специальности: инженер-конструктор (робототехника + работа с 3D-принтером) или программист (робототехника + программирование).