Скорочтение и дети
В скорочтении главное для ребенка — это научиться правильно читать, а не быстро читать.
Скорочтение — от 2 слов «скорость» и «чтение». Давайте рассмотрим понятие «скорость» на примере автомобиля. Чем больше скорость, тем быстрее автомобиль попадет из точки А в точку Б. Точка Б — цель чтения. А цели чтения бывают разные. И если подумать обо всем этом, то вы придете к выводу, что скорочтение — это быстрое мышление. Ведь что бы научить быстро ездить, надо сначала научиться ездить.
Задача ребенка не оптимизировать чтение, а научиться читать правильно. Осваивая скорочтение, не учишься читать, а учишься эффективнее читать. У школьника не цели «скорость». Есть цель «внимание». Есть цель «правильно понять». Есть цель «удовольствие». Дети не читают отраслевую литературу, а красивые книжки. И надо научиться смаковать и получать удовольствие. А гонки всех видов у них еще впереди. Поэтому грамотно будет учить ребенка художественному чтению.
Может ли быстрое чтение быть вредным для детей?
По просторам всемирной сети гуляет сомнение: «Быстрое чтение может быть вредным для ребенка». Объясняется это по-разному: снижается внимание, начинает пропускать слова, нарушатся грамматика письма и так далее. Страхи эти формируются от обучения Скорочтению взрослых людей – эта программа нацелена именно на увеличение количества прочитанного текста за единицу времени.
В детской программе основная задача: повысить внимательность, концентрацию на тексте и запоминание полученной информации, т.е. повышение интеллектуального уровня, что само по себе способствует увеличению скорости чтения, в том числе, грамотности речи и письма.
Способность к Скорочтению развита
Примерно у 2-3% населения планеты,
примерно такое же количество людей
являются наиболее успешными
людьми на Земле.
ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ
Существует пять основных проблем, которые не позволяют читать быстро и максимально продуктивно.
Слабый артикуляционный аппарат. Для развития артикуляционного аппарата и улучшения качества дикции рекомендуется читать скороговорки, чистоговорки, пословицы, поговорки быстро и медленно, громко и шепотом, обращая основное внимание на четкость произношения и тщательное проговаривание окончаний слов, а не на скорость чтения.
Регрессии. Каждый раз, когда возвращаются глаза в уже прочитанное место, многократно теряется время на остановку процесса чтения, поиск необходимого слова, возврат в поток информации. Возникает эта ситуация по разным причинам, одна из которых привычка, сформированная при приобретении первоначальных навыков чтения: «не понял – прочитай еще». Нужно формировать совершенно другую привычку: понимание и запоминание текста с первого прочтения. Если головной мозг будет нацелен на то, что прочитать можно только один раз, то будет концентрация внимания на получаемой информации, она будет непрерывно обрабатываться головным мозгом, а нужные слова переходить в долговременную память.
Антиципация. Одним из важных аспектов беглого, правильного и осмысленного чтения ребенка является его умение предугадывать дальнейшее развитие событий только по началу предложения. Такая способность называется антиципацией, или смысловой догадкой.
Умение быстро антиципировать помогает не только узнавать знакомые конструкции, типичные обороты, улавливать содержание текста по главным, опорным фразам, но и «опускать» избыточную информацию, которая не несет смысловой нагрузки и не является важной для понимания сути прочитанного. Высокий уровень антиципации станет хорошей опорой для ребенка в работе с текстовой информацией, а процесс чтения станет более динамичным и качественным.
Недостаточное поле зрения. Чтение текста происходит скачками глаз: остановились на одном слове, его «просканировали», перешли на следующее слово или словосочетание – такими этапами читает большинство людей. На самом деле за одну фиксацию глаз можно и нужно воспринимать массу слов или даже целые страницы. Такими возможностями обладает каждый из нас, но не знает, как это развить и как этим пользоваться. Периферическое зрение человека очень широкое, но анализ этой информации происходит только из точки фокусировки. С помощью несложных упражнений можно расширить поле зрения до целой страницы.
Сниженное внимание. С учетом гиперактивности большинства детей концентрация внимания на тексте является одной из ключевых задач. Ребенка нельзя просто заставить запомнить информацию, его нужно научить, как это правильно делать. Скорость чтения рассчитывается не просто по прочитанным словам, а по степени их восприятия, поэтому повысив внимание ребенка, можно получить значительный прирост скорости чтения.
Понятие «скорость чтения», является лишь одним из критериев определения уровня техники чтения. Проверяется способ чтения: читает ребенок по слогам или слово читается им гладко, целиком. Обязательно проверяетсяосознанность чтения, иными словами, понимает ли ученик то, что прочитал или нет. Для этого после прочтения может быть задан вопрос по тексту, чаще всего «О чем ты сейчас прочитал?» и требует простого ответа (подробный пересказ не нужен)
Online запись