Многие дети любят конструкторы. Многие родители, устав спотыкаться о запчасти космических кораблей по всей квартире, стремятся придать этой детской любви более практичное направление…
…И приводят своё чадо в кружок робототехники. Чему должны учить в таких кружках?
Дети там продолжают «играть» с конструкторами — так они учатся основам конструирования механизмов, постигают механику. Кроме того, они учатся программировать.
Всё это происходит сообразно возрасту: младшим школьникам не будешь рассказывать о рычагах третьего рода, но они воспринимают законы механики интуитивно, на примерах из жизни. Почему стол стоит на четырёх ногах? (И если не на четырёх — то почему?) Почему ручка у двери сделана не с той стороны, где петли? Зачем переключать передачи на велосипеде?
В младших группах всё это мало пересекается со школьными предметами, но очень многое становится понятно об окружающем мире. Ребёнок с удовольствием ищет ответы на свои «почему?»
На занятиях с ребятами постарше постоянно возникают связи со школьной физикой и математикой.Хороший кружок робототехники должен быть местом, где все знания, школьные и нешкольные, становятся «живыми», связываются между собой.
Ты используешь всё, что знаешь, для решения насущных проблем.
Вот вам, например, конструкторская задача. Когда детям говоришь слово «робот», они первым делом представляют человекоподобного Терминатора. Пожалуйста: делаем механизм, ходящий на двух ногах. Это очень сложная задача: не паучка на шести лапках, а именно двуногого. Логично изучить, как происходит движение человека. Как у него устроен скелет. Что в какую сторону выгибается, куда перемещается центр тяжести. Биология, анатомия, механика, физика.
В части программирования для младшеклассников главное открытие — что компьютер, оказывается, не только для игр. С его помощью ты можешь ещё и что-то создать, можешь свой конструктор «оживить». И самостоятельное программирование, хоть пока и в картинках, закладывает основы цифровой грамотности.
Старшие школьники, переходя к конструкторам на базе Arduino, занимаются программированием микроконтроллеров, а это уже очень похоже на «реалии взрослой жизни».
Если вы собираетесь выбрать кружок робототехники, на сайте «Занимательная робототехника» можно посмотреть каталог кружков во всех городах России. Вот на что стоит обратить внимание, чтобы кружок стал пространством для роста, а не для разочарования.
КАКИЕ ЗАДАЧИ РЕШАЮТ ДЕТИ
Если дети на каждом занятии сидят и собирают конструкторы по готовым схемам — это бесполезное времяпровождение. В «полезном» кружке ребятам даются не готовые схемы, а «технические задания». Ты должен придумать сам, как его выполнить, имея определённые условия, попутно разбираясь, почему одни решения работают, а другие — нет. Это и есть то самое творческое инженерное начало, которое должен развивать подобный кружок. Когда детям на занятиях не приходится думать своей головой, им очень быстро становится скучно.
Отсюда — тонкость номер два:
НА СКОЛЬКО ЛЕТ РАССЧИТАНА ПРОГРАММА КРУЖКА
Вопрос, с одной стороны, формальный: нужно просто спросить преподавателя, на какой период рассчитана его программа. И если вам ответят, что на два, на три, на четыре года, то следующий вопрос: есть ли в кружке дети, которые действительно занимаются не первый год? Если педагог может похвастаться «старожилами», значит, ему есть чем их заинтересовать.
НА КАКОЙ ВОЗРАСТ РАССЧИТАНА ПРОГРАММА
Каждый пятый родитель завышает возможности своего ребёнка. Если четырёхлетний «инженер» успешно разбирает пульт от телевизора и справляется со всеми приложениями на смартфоне, мама с папой склонны считать, что его нужно отдавать сразу в старшую группу. Это не так, просто потому что программы составляются с учётом возрастных особенностей развития.Когда ребёнок приходит в группу «на вырост», многого не понимает, теряет интерес и не может включиться в деятельность.
Всегда можно подняться на уровень выше, если ребёнок и правда показывает большие успехи. Но спуститься на уровень ниже очень сложно: во-первых, многие воспринимают это как проигрыш, во-вторых, не хотят работать с более простыми конструкторами, когда уже подержали в руках сложные.
СКОЛЬКО В ГРУППЕ ДЕТЕЙ И СКОЛЬКО КОНСТРУКТОРОВ
Считается, что оптимальное количество детей в кружке — 10-12 человек. Но на самом деле важна не столько численность группы, сколько количество наборов.
На начальных этапах обучения у каждого ребёнка должен быть свой набор инструментов. В дальнейшем робототехника становится командным занятием — в соревнованиях, например, участвуют команды из двух человек. При этом обучение командной работе означает, что ребёнок может выполнять задания с любым напарником, а не только с лучшим другом: они должны уметь договариваться и распределять работу. Но работа в команде возможна, только если сначала каждый индивидуально овладеет нужными инструментами.
УЧАСТВУЮТ ЛИ ДЕТИ В СОРЕВНОВАНИЯХ
Популярность спортивной робототехники часто порождает вопрос: можно ли в одном кружке и готовить к соревнованиям по регламенту, и парить в творческом полёте естествоиспытателей?
Чаще всего так как раз и происходит. У тебя есть несколько групп, ты с ними занимаешься «творческим полётом», из этих групп постепенно выделяются талантливые ребята, которым хочется заниматься этим со спортивным азартом. Тогда с ними ты начинаешь проводить дополнительные занятия по подготовке к соревнованиям.
Соревнования — показатель эффективности для детей и для родителей. Даже если кружок ещё не выходит на уровень городских и всероссийских соревнований, можно и нужно устраивать соревнования внутри групп. Это мероприятия «для своих», но по всем правилам соревнований. Это показательные выступления, которые важны и детям (они не только борются за победу, но и общаются между собой, обмениваются идеями), и родителям.Это важный критерий отбора кружка, который говорит о заинтересованности и активности педагога — участвуют ли дети в мероприятиях, или они варятся в собственном соку?
Но всё-таки не нужно зацикливаться на спортивных победах: у нас в кружке были чемпионы России 2013 года, а в этом году они не вышли даже на область. Может показаться странным, но не вижу повода для расстройств: дети растут, у них появляются новые интересы. Они вовсе не обязаны с третьего по одиннадцатый класс увлечённо заниматься робототехникой. В любом случае, то, что они получают в кружке, им пригодится в будущем: здесь формируется определённый склад ума, закладывается основа научного мышления.