Спектр деятельности учителя-логопеда гораздо шире, чем может показаться на первый взгляд. Одной из важнейших целей логопедического воздействия является развитие всей речевой системы ребёнка в целом, а именно: развитие общей речевой активности, накопление словаря, развитие физического и речевого слуха, развитие грамматической стороны речи, обучение навыкам словообразования и словоизменения, развитие артикуляционной моторики, развитие связной речи и, конечно коррекция произношения звуков.
В ходе логопедической деятельности попутно ведётся работа по развитию психических процессов (внимания, памяти, восприятия, мышления), формированию элементарных учебных навыков (уметь внимательно слушать и слышать педагога, целенаправленно и точно выполнять поставленную задачу, объективно оценивать результат своей работы и исправлять ошибки), формирование предпосылок обучения грамоте ( обучение звуковому анализу слов, знакомство с понятиями «звук, слово, предложение» и др., развитие мелкой моторики и пространственной ориентировки), профилактика нарушений письма и чтения.
Если ребёнок не будет правильно выговаривать все звуки родного языка, в дальнейшем возникнет множество трудностей:
- у него появятся проблемы в общении, комплексы, которые помешают ему в полной мере раскрыть свои природные способности и интеллектуальные возможности;
- он не научится красиво и правильно рассказывать – трудно будет грамотно излагать свои мысли;
- он не сумеет различать на слух звуки – возникнут трудности с русским языком, будет путать буквы на письме,
- ему сложно будет научиться читать.
Без своевременной помощи логопеда ребёнок может оказаться неподготовленным к школьному обучению, а это повлечёт за собой ряд новых проблем.
В центрах «Интеллект» на Химмаше, Ботанике и на Широкой речке вы можете получить квалифицированную логопедическую помощь
Занятия необходимы для детей дошкольного и младшего школьного возраста, имеющих следующие речевые нарушения:
- общее недоразвитие речи (ОНР);
- задержка речевого развития (ЗРР);
- дизартрия (в том числе при ДЦП);
- алалия.
Педагог-логопед работает по следующим направлениям:
- Диагностика речевых нарушений
- Устранение дефектов звукопроизношения
- Обогащение словарного запаса
- Развитие фонематического слуха
- Развитие моторики, памяти, внимания
- Вызывание речи
- Развитие графо-моторных навыков.
Во время диагностического этапа каждый ребенок проходит индивидуальное логопедическое обследование, где логопед получает представление о состоянии речевой деятельности ребенка и составляет перспективный план коррекционной работы.
Коррекционный этап включает в себя постановку нарушенных звуков, их автоматизацию и дифференциацию. Параллельно с этим решаются задачи, связанные с формированием и развитием фонематического восприятия и лексико-грамматического строя речи. Занятия проводятся как индивидуально, так и небольшими подгруппами из 3-4 детей со схожими по структуре дефектами звукопроизношения. После постановки звука наступает этап его автоматизации в словах, фразах, стихах и текстах. Продолжительность постановки звуков и их автоматизации может быть различной, и зависит от сложности нарушения.
Занятия с логопедом проходят индивидуально либо в группе, 2-3 раза в неделю от 30 до 60 минут. Как часто проводятся с вашим ребенком занятия и их продолжительность определяет логопед в зависимости от степени выраженности речевого нарушения, возраста малыша и его психофизических особенностей.